2014-08-29T09:45:00+00:00 2015-05-09T06:59:14+00:00 Интерьеры самого авангардного дома Москвы Вокруг дома архитектора Мельникова не утихают страсти, о нём снимают сюжеты для телевидения и пишут газеты. Из нашей статьи вы узнаете о самом знаменитом архитекторе и увидите интерьеры этого самого авангардного дома Москвы Интерьеры самого авангардного дома Москвы

Интерьеры самого авангардного дома Москвы

Вокруг дома архитектора Мельникова не утихают страсти, о нём снимают сюжеты для телевидения и пишут газеты. Из нашей статьи вы узнаете о самом знаменитом архитекторе и увидите интерьеры этого самого авангардного дома Москвы

Все меньше остается в России зданий, примечательных с точки зрения истории и архитектуры. То, что не разрушает время, уничтожают люди. Тем ценнее во всех отношениях становятся дома, являющиеся воплощением таланта тех, кто их проектировал, возводил и сохранял. Наверное, в некоторых сохраняемых потомками помещениях еще живут души ушедших предков. И души самих домов.

Новатор мирового уровня

Константин Мельников, архитектор, художник и лидер авангардизма в столичной архитектуре, появился на свет в далеком 1890 году. Будучи еще подростком, он учился в иконописной мастерской, но делом жизни ни живопись, ни иконопись для него не стали. Однако его творческие порывы нашли применение после случайного знакомства с известным инженером и ученым Владимиром Михайловичем Чаплиным. Он взял на работу способного юношу и, увидев его рисунки, настоял на получении им серьезного образования.

В 15-летнем возрасте Мельников поступил, блестяще выдержав все экзамены, в училище живописи, выбрав отделение зодчества и ваяния. Долгих 12 лет получал он знания и окончил 2 отделения – архитектуры и живописи.

В 1925 году в Париже проходила знаменитая международная выставка. Павильон, представлявший нашу страну, стал реализацией проекта Мельникова. Это была его первая большая работа, сразу же привлекшая к нему внимание.

Затем Мельников отдал дань вошедшей в архитектурную моду неоклассике, защитив по этому направлению диплом. Позже появились проекты оформления в этом стиле фасадов зданий знаменитого завода АМО, начался поиск творческих идей и путей, отказ от доминирования эклектики, формирование собственных новаторских предложений и попытки их воплощения.

Иные коллеги считали провокативными многие разработки Мельникова, в частности проект здания павильона под названием «Махорка», Дворец труда, комплекс жилых зданий «Пила», которые по стилю и геометрии диссонировали с проектами других архитекторов.

Многие, напротив, восхищались свежим веянием в архитектуре. Но, в любом случае, равнодушных к этим работам практически не было. Даже сейчас мало кто может отстраненно воспринимать необычные мотивы мельниковских разработок, среди которых нужно отметить выдвинутый на конкурс проект пятиэтажки столичной редакции «Ленинградской правды», где верхние этажи могли вразнобой вращаться вокруг одной вертикальной оси; кристаллической формы саркофаг для Мавзолея Ленина и многое другое.

Ценили творения Мельникова и за рубежом. Его проект автостоянок над мостами через Сену в Париже стал одним из первых в мире вариантов вертикального зонирования городской среды. Еще один проект автостоянки архитектор предложил воплотить в форме кубической многоэтажки с пандусами внутри. Всего Константину Мельникову принадлежат 15 реализованных проектов, более 70 осталось в чертежах.

Историческая справка

Константин Степанович Мельников (1890-1974) – советский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР. Разрабатывал новые типы общественных зданий и строительных конструкций, одним из первых выдвинул идею трансформации внутреннего пространства. Для произведений Мельникова (таких как деревянный павильон «Махорка» на Первой Всероссийской сельского хозяйства и кустарно-промышленной выставке, Клуб им. И. В. Русакова, собственный дом в Кривоарбатском переулке, клуб фабрики «Буревестник») характерны динамичная экспрессия форм, смелое, подчас парадоксальное конструктивное решение.

Сам себе архитектор

Человек столь необычного пространственного мышления и для себя мог возвести только удивительный по форме и планировке дом. Строительные работы в Кривоарбатском переулке начались в 1927 году и закончились через 2 года.

Форма строения – 2 цилиндра разной высоты, которые на треть радиуса входят друг в друга. Терраса венчает крышу более низкого цилиндра, с «лицевой» же стороны необычный дом выглядит как остекленный экран, сложенный из множества окон в виде пчелиных сот (сейчас их 130, но изначально было предусмотрено до 300 оконных ячеек). Такая конструкция не только чрезвычайно прочна, но и заливает светом практически все внутреннее пространство.

Общая площадь дома относительно небольшая – около 250 кв. м. 11 помещений Мельников разместил на нижнем этаже. В их числе – 2 детские, комната его жены Анны Гавриловны, столовая, кухня, ванная и уборная. Из коридора можно попасть наверх по спиралевидной лестнице (двигаться нужно против часовой стрелки).

Гостиная поражает своими размерами и простором. Свет сюда попадает через огромное окно-экран. В спальне потолки низкие, и это не просто каприз архитектора. Мельников выдвигал теорию «правильного сна» и даже разработал концепцию города, в котором можно было бы, по его словам, «до полного изменения характера» лечить сном нуждающихся в этом граждан. В спальне стены покрашены золотистой краской, а все углы скруглены.

В гостиной сохранилась небольшая «супрематическая» печь, которую выложил когда-то сам хозяин дома.

Мастерская Константина Степановича расположена на третьем этаже. В ней целых 38 шестиугольных окон, благодаря чему тень от руки при работе за столом не падает на чертеж. Отсюда же можно выйти через балкончик на террасу.

Кстати, цветовая гамма разных помещений была продумана изначально, хотя говорить об отдельных комнатах можно только с определенной долей условности: многие из них разделены не стенами, а лишь расстановкой мебели. При этом спальни выполнены в золотых цветах, гостиная стала розовой, мастерские – белыми, а лестница окрашена в жизнерадостный зеленый.

Константин Мельников скончался в 1974 году, и имущественные права перешли к его сыну Виктору, талантливому художнику и продолжателю традиций отца.

После кончины в 2006 году Виктора Константиновича одна из его дочерей, Екатерина Мельникова-Каринская, стала правопреемницей и хранительницей наследия своих знаменитых предков.

Этой зимой Министерство культуры приняло решение создать музей архитектора и его сына, и вскоре Дом Мельниковых получил статус федерального памятника.

Некоторые юридические разногласия, которые пока не удается устранить, не позволяют реализовать эти благие намерения в короткие сроки.

В наш век Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало… Что касается меня, я знал другое, и это другое – не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет.

Константин Мельников

melnikovhouse.org k-melnikov.livejournal.com 100dorog.ru zyalt.livejournal.com svoboda.org


Оцените статью:

Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нет отправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
keetcnjp