2015-08-07T07:00:08+00:00 2015-08-07T10:45:39+00:00 В гостях у Roomble.com: Борис Уборевич-Боровский В беседе Борис Уборевич-Боровский сказал, что каждый архитектор должен искать «новый язык». Не первый десяток лет архитектор и его команда доказывают, что ими эта задача успешно решена. Уборевич-Боровский смог найти новый язык, который оказался близким и понятным многим. Чёткие линии, цветовая аскетичность, стекло, необычные формы — так архитектор «разговаривает» с миром В гостях у Roomble.com: Борис Уборевич-Боровский

В гостях у Roomble.com: Борис Уборевич-Боровский

В беседе Борис Уборевич-Боровский сказал, что каждый архитектор должен искать «новый язык». Не первый десяток лет архитектор и его команда доказывают, что ими эта задача успешно решена. Уборевич-Боровский смог найти новый язык, который оказался близким и понятным многим. Чёткие линии, цветовая аскетичность, стекло, необычные формы — так архитектор «разговаривает» с миром

Борис Уборевич-Боровский — человек, который любит идти вперёд. Любит изучать пространство и аккуратно обращаться с цветом. Впрочем, не будем рассказывать всё сразу. Классик минимализма поделился своими принципами в жизни и в дизайне в беседе с нами, и у вас есть уникальная возможность узнать о них.

Борис Уборевич-Боровский

Архитектор, руководитель архитектурной студии ub.design. Председатель Московского архитектурного общества, член Союза московских архитекторов, профессор МАрхИ, руководитель мастерской № 7 ОАО «Моспроект».

uborevich.ru

Принципы работы Бориса Уборевича-Боровского

Стиль

— Я вырос в МАрхИ, а это школа, откуда появился конструктивизм — основа искусства XX века. Поэтому мне ближе, как сейчас все говорят, минимализм. На самом деле это просто современный стиль, в котором работают многие архитекторы. Мне исторические параллели не очень интересны, хотя у нас есть несколько проектов, которые мы сделали в историческом стиле. Например, один из домов в Подмосковье мы создали, вдохновляясь Елагиным дворцом Карла Росси. Но всё-таки это не моё. Хотя знание исторических стилей нужно, особенно когда ты учишься, анализируешь, когда ты хочешь понять, как развивалась архитектура во времени.

Мне нравится идти вперёд, а не оглядываться назад. Надо, мне кажется, придумывать что-то своё. Может быть это у меня получается, может быть не очень, но в любом случае я считаю, что архитектор должен искать новый язык.

Ценник

Мы выбрали себе определённую нишу. Мы посчитали, что всё-таки стоим на высоких позициях, поскольку имеем некие преимущества. Мы не отпугиваем заказчика какой-то баснословной ценой, мы не такие звёзды, которые могут назначать нереальный ценник. Но мы всё-таки считаем, что нас нельзя сравнивать со студентами, которые только-только начали работать, и с теми, кто ещё не имеет достаточного опыта. Поэтому наша работа оценивается в сумму от 100 евро за один квадратный метр — это минимальная цена. А дальше мы смотрим на объект, заказчика, ожидаемый бюджет. Потому что архитектор зарабатывает не только проектом, но и сопровождением стройки, комплектацией — существует много разной работы для архитектора.

Уникальность

Наша уникальность связана с тем, что у нас накопился очень большой опыт: мы работаем в сфере дизайна интерьеров уже 22 года. Мы знаем многое об использовании материалов. Сейчас существует большое количество молодых талантливых архитекторов, которые придумывают красивые идеи, но они не понимают, как их реализовать, потому что не знают, как нужно обращаться с материалами. А это нужно знать досконально и глубоко, потому что с ними могут происходить разные вещи. Мы многое делали, многое знаем. Мы всё время вспоминаем известную мудрость о том, что архитектор созревает к 50 годам. Опыт — это наше главное достоинство.

Второе наше преимущество — это то, что мы в основном архитекторы и рассуждаем с точки зрения организации пространства. Об этом иногда забывают и дизайнеры, и декораторы. Они считают, что главное, например, это цвет, форма или плотность какого-то дизайна. Но забывают, что есть пропорции помещения, элементарная эргономика, согласно которой человек неуютно чувствует себя в узком коридоре, в комнате с низким потолком или с чёрными стенами. Изучение пространства должно послужить главной отправной точкой для построения интерьера. Зная цвет и понимая цвет, мы его не эксплуатируем настолько, чтобы он мешал нашим проектам. Очень много проектов, в России особенно, выполнены с некоторыми доминирующими цветовыми сочетаниями, которые отпугивают потребителя. Они разрушают определённые каноны. Может быть, это что-то революционное, но с этим очень трудно жить. Наше аккуратное отношение к цветовым сочетаниям тоже является преимуществом.

Самые крутые проекты

Мы сделали очень много разных объектов, но мы не сосредоточены только на дизайне интерьера. Мы очень любим заниматься большой архитектурой. Недавно мы участвовали в конкурсе на проект парламентского центра Российской Федерации. В своё время мы построили практически всё жильё на Ходынке. Победили в конкурсе на павильон атомной энергии на территории ВДНХ. Мы помогли Ольге Свибловой создать Московский дом фотографии, который превратился в «Мультимедиа арт музей». Это тоже наша работа. Я и моя команда считаем, что многоплановость в работе архитектора — это правильно.

Квартира на Филипповском переулке

Мой любимый проект — это небольшой лофт на Филипповском переулке. Нам сказали: «Заказчика пока нет, техзадания тоже, делайте, что хотите». Получился один из наших лучших проектов. Он выполнен давно, более 10 лет назад, но он очень неожиданный, уютный, комфортный и яркий. Я считаю, что это определённая веха в нашем творчестве. Я люблю этот проект, потому что он был сделан на одном дыхании, быстро и недорого. Получилось очень эффектно.

Это опыт нам очень понравился ещё из-за того, что влияние клиента имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Плюс в том, что мы делаем свою работу для заказчика, и его отношение, настроение, мировоззрение должно лечь в основу проекта. Но с другой стороны, клиент часто мешает, потому что у него есть некие стереотипы и комплексы, которые тормозят развитие проекта.

Ресторан R18/12

Нам предложили сделать ресторан в здании банка. Мы создали современный интерьер с элементами классики: люстры, зеркала в рамах, рояль цвета слоновой кости. В ресторане существуют три зоны — это главный зал с открытой кухней, веранда, которая выходит на Кутузовский проспект и музыкально-сигарный зал на нижнем уровне.

Лофт в Жуковке

В этом интерьере есть прозрачность: тут практически нет дверей, одно общее пространство, которое свободно от любых стилей и предпочтений. Здесь есть стекло, белые и чёрные цвета, простые формы, нет ни одной лишней детали. Нам очень нравится такой подход к дизайну. Дизайн интерьера может что-либо обозначать. Бывает так, что интерьер создаёт вокруг заказчика роскошную ауру, клиент становится как картина в дорогой раме. Или же интерьер может подчёркивать красоту клиента, не отвлекая на себя внимание. Я сторонник второго подхода, то есть я считаю, что человек должен быть красив не своим интерьером, а собой. А дизайн интерьера должен быть его отражением.

Этот проект одна красивая женщина заказала для своего сына. У меня была определённая идея — красивые люди в этом интерьере не должны потеряться. Поэтому здесь такая аскетичность, очень много воздуха и пространства.
У нас есть разные проекты, но все они сделаны в стиле, который узнаваем. Я считаю, что это обязательно. Иначе на этом рынке услуг, и в принципе в творчестве, ты можешь затеряться среди разных течений, мнений. Наши проекты разные по объёму, но очень близкие по содержанию.
За последние 10—15 лет каждый второй наш проект я считаю удачным, о нём есть что рассказать, потому что мы всегда вкладываем довольно много идей, мыслей и творческого накала.

О себе и команде

Я занимаюсь архитектурой уже больше 30 лет. Ещё в начале 90-х я очень увлёкся интерьерным дизайном. Считаю себя архитектором разного масштаба — среди моих проектов есть и градостроительные комплексы, и приусадебные дома. Мне очень нравится заниматься дизайном интерьера, потому что это довольно быстрая реализация, в которой мало соавторов. В этом заключается отличие от большой архитектуры.

Команда у меня очень хорошая, сплочённая, молодая. 25 человек. В основном это архитекторы — я не очень люблю работать с декораторами, потому что у них другое образование, менталитет, восприятие культуры. Я не говорю о том, что это плохо. Декоратор — это очень интересная профессия. Но я делаю архитектурные интерьеры, занимаюсь именно построением пространства. Я считаю, что пространство — это некий каркас для жизни, в который человек привносит свои какие-то детали, свой цвет. При этом если сам человек яркая фигура, то он лучше смотрится как раз на спокойном фоне. Потому что в ярком интерьере он может потеряться. Дизайн и декорирование нужны тогда, когда совсем не хватает средств для выражения.

Блиц-опрос

— Какие бренды вы предпочитаете?

— Мне интересны все современные бренды. Я очень люблю итальянцев, потому что они очень артистичны, в них очень много жизни. Это РOLIFORM, B&B, Molteni. Мы посещаем миланскую выставку, ходим по павильонам и видим много разных брендов, которые отвечают тем запросам, которые мы как архитекторы адресуем мебельным компаниям.
Немцы тоже нас радуют. Они очень продуманны, технологично классно сделаны, но в них маловато души. Нам хочется, чтобы мебель и аксессуары дышали каким-то дизайном, какой-то аурой творчества. Я думаю, что итальянцы нам, русским архитекторам и дизайнерам, больше близки по духу.

— Какова география ваших услуг?

— Я очень привязан к Москве и как архитектор очень много работал на этот город. Мои заказчики — это всё-таки москвичи.
Я делаю разные проекты по России — во Владивостоке, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге, в Сочи. Это понятная география, она у многих архитекторов такая. Кстати, Санкт-Петербург — это совсем другая история, чем Москва, с точки зрения восприятия проекта, отношения к дизайну.
Я проектировал дома в Испании. Много отношений партнёрских было с японскими, английскими, американскими, канадскими архитекторами. Как правило, с иностранцами отношения выстраиваются так: они хотят создать какой-то проект в Москве, и мы здесь им занимаемся.
Что касается серьёзных заграничных проектов, то все понимаем, что рынок архитектурных и дизайнерских услуг в мире переполнен предложениями. А в России есть определённый вакуум, потому что мы ещё только входим в это мировое пространство дизайна.
Главное — взаимопонимание с клиентом. Потому что здесь есть заказчики, которые доверяют твоему вкусу, твоим словам. А у многих россиян, которые живут за границей и хотят там что-то построить, возникает языковой барьер — они не могут объяснить дизайнеру-иностранцу, чего они хотят.

— Вспомните, пожалуйста, необычный случай из своей практики.

— Вообще стройки и реализации идей архитекторов — это минное поле, которое наполнено совершенно непредсказуемыми ситуациями. Мне хочется обо всём этом рассказать — можно выпустить целый многотомник с интересными историями о нашей работе.
Могу сказать, что если бы мы делали проекты и просто отдавали их заказчику, то всё было бы гораздо проще. Но мы занимаемся реализацией, и тут начинается самое интересное. Потому что на стройке ты соединяешь очень много людей, сталкиваются разные интересы. Происходит броуновское движение, которое иногда приводит к очень хорошему результату, а иногда к большим потерям. Но у меня таких серьёзных проблем не было.

— Какая самая сложная задача перед вами стояла?

— В основном все сложные задачки связаны, как ни странно, с водой. Это случаи, когда ты делаешь джакузи, переливные бассейны и так далее. Вода и стекло — это дико сложно. И это приходится много раз переделывать. У меня так было на одном из объектов — мы сделали купель из стекла, через которое вода переливалась. Это должна быть специальная конструкция без винтов, которая держится на силиконе. При этом она должна выдерживать большие нагрузки, особенно в тот момент, когда движется вода. Мы справились с этим, конечно, но путём неимоверных усилий. После таких историй я принял для себя решение не впутываться в сложные ситуации. Проект должен быть комфортным, интересным, но все эти сложные механизмы, такие как вода, перетекающая через стекло, и так далее, приводят к тому, что могут возникнуть непредсказуемые последствия и по деньгам, и по реализации, и просто по жизни этих проектов. Сегодня ты сдал объект и всё хорошо, а через полгода могут быть такие сложности с ним, что надо будет всё переделывать.
Ещё оказалось очень сложно работать с тёплыми полами. Дело в том, что мы всё время используем на полах дорогие материалы — укладываем очень красивый мрамор, гранит. Но когда вы монтируете тёплый пол, то вы совершенно не застрахованы от того, что вам не придётся всё это снимать. Сейчас у нас такая ситуация в замечательном пентхаусе на Пироговке, в котором тёплый пол замурован под мраморный пол в ванной. И нам сейчас придётся всё это снимать, потому что пол неправильно был скоммутирован, кто-то его не проверил, и в итоге вся работа насмарку. А это огромные деньги. Поэтому надо быть очень аккуратным, особенно с теми вещами, которые работают скрыто, установлены где-то в бетоне, в стяжках, связаны с электричеством или водой.

— Расскажите о своём любимом пространстве в квартире.

— Я живу довольно скромно. Так сложилось, и мне это нравится. Всё-таки менталитет русского человека направлен на общение, а оно происходит обычно на кухне. Поэтому именно там мне нравится больше всего. Я люблю готовить и люблю принимать гостей. Гостиная — это, конечно, хорошо: диваны, телевизоры. Но мы, москвичи, больше любим уютную атмосферу. Нам нравятся уединённые уголки в интерьере, где мы можем скрыться от любопытных глаз и посвятить это время себе или своему собеседнику.

Напомним, что статьи в рубрике «В гостях у Roomble.com» позволяют нашим читателям досконально познакомиться с работой архитекторов и дизайнеров. Недавние материалы в этой категории посвящены творчеству Елены Теплицкой, Натальи Гусевой и Анны Медлевой.

В гостях у Roomble.com может побывать любая архитектурная студия или дизайнер интерьера. Пишите нам на почту guests@roomble.com


Оцените статью:

Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нет отправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
keetcnjp