2020-06-05T13:30:07+00:00 2020-06-06T00:22:42+00:00 Самоизоляция и искусство: всё об этом С приходом изоляции наша жизнь круто поменялась. Появилось много вещей и привычек, о которых мы даже не задумывались до этого. Достаточно посмотреть на то, что происходит с искусством во время самоизоляции. Появилось много нового, но останется ли это новое с нами после карантинного времени или это просто временные привычки? Самоизоляция и искусство: всё об этом

Самоизоляция и искусство: всё об этом

С приходом изоляции наша жизнь круто поменялась. Появилось много вещей и привычек, о которых мы даже не задумывались до этого. Достаточно посмотреть на то, что происходит с искусством во время самоизоляции. Появилось много нового, но останется ли это новое с нами после карантинного времени или это просто временные привычки?

22 мая в рамках премии «Headliner года», учреждённой ГК «КОРТРОС» в 2017 году, стартовали еженедельные онлайн-дискуссии цикла «Академия хедлайнеров». И в первом выпуске главной темой дискуссии была «Искусство в изоляции».

В разговоре приняли участие художник Катя Бочавар, директор галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка», Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Максим Боксер, коллекционер и галерист, основатель фонда и сообщества «Шар и крест», Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние», Екатерина Брудная-Челядинова, автор проекта «Изоизоляция». В качестве модератора была Юлия Панкратова, основатель паблика Oh my art!

В это же время «Эрмитаж» вёл видеоэкскурсии, которые за начальные периоды самоизоляции посетили 7 миллионов пользователей. При этом за год музей принимает только 5 миллионов посетителей.

На фоне ситуации, которая развернулась в мире, стало точно понятно: будущее — за онлайн-пространством. Интернет и социальные сети стали эффективным инструментом для общения друг с другом и с аудиторией. За время самоизоляции сотрудникам культурной институции пришлось научиться проводить трансляции и прогулки по выставкам, отслеживать активность аудитории, таргетировать, дифференцировать и быть на связи круглосуточно.

Но не везде так радужно, как в трансляциях Эрмитажа. По подсчётам Максима Боксера, создателя сообщества «Шар и крест», почти 80% онлайн-проектов, связанных с искусством, не оправдывают себя. Дело в том, что с искусством нужно общаться здесь и сейчас. Без спешки, лишних глаз и чужого видения. К сожалению, трансляция не может дать этого.

Сообщество «Шар и крест» создавали как группу для узкого круга творцов, чтобы поддержать участников материально в непростое время. Это получалось благодаря правилам сообщества, которые делали путь картины от рабочей студии художника до места в доме коллекционера менее долгим и затратным. Сегодня это уже большое сообщество талантливых людей, которое поддерживает художников. Катя Бочавар, которая выставляет свои полотна в группе, подтвердила, что художнику особенно приятно, когда его работы приобретают и выставляют в галереях.

Одновременно с деятельностью «Шар и крест» о своём будущем беспокоятся галереи. Ведь сообщество Максима Боксера фактически лишает их работы. «Волноваться не о чем», — комментирует он ситуацию. Когда картина найдёт своих новых хозяев, а пандемия отступит, ценители искусства смогут насладится шедеврами живописи в галереях.

К активному летнему сезону готовится фестиваль «Архстояние», который будет проходить в арт-парке «Никола-Ленивец». Фестиваль ежегодно проводят вот уже 15 лет. Вместе с открытием и работой парка идея свободного творчества, смешанного с искусством в ландшафте и медиаартом, развивается всё больше. Появилось даже отдельное направление фестиваля для детей. Оно так и называется: «Архстояние детское». В его рамках художники фестиваля с помощью своих интерактивных работ познакомят юных зрителей с профессиями будущего, помогут решить, кем стать, и расскажут, что для этого нужно уметь.

Тема этого года весьма актуальна — «Лень». Понятие лени на фестивале не прямое, а абстрактное. Вот что о фестивале говорит его организатор Юлия Бычкова: «Во время подготовки к фестивалю мы сеем лён и подготавливаем объекты к фестивалю. Одна из жемчужин этого сезона — первый цветной объект «Угруан». Его создал Николай Полисский, вдохновлённый творчеством Клода Моне. Сейчас сложно заманить людей на офлайн-мероприятия, но мы делаем всё возможное для безопасности наших посетителей».

Карантин вдохнул новую жизнь в объединённую галерею «Граунд Солянка». Сегодня на онлайн-площадках она функционирует каждый день для 300–1000 зрителей, которые приходят на эфиры. По словам Кати Бочавар, такая работа галереи даёт дополнительную связь современному искусству с аудиторией почитателей. Теперь у него появилась возможность проникнуть во все сферы нашего общества и подарить возможность стать художником каждому. В то же время оставаться в онлайне совсем не хочется. Это только вынужденная мера, чтобы не утратить возможность самовыражения в этой ситуации.

Об интересном действии карантина на искусство на примере группы «Изоизоляция» рассказала Катерина Брудная-Челядинова. Участники флешмоба показывают своё видение известных картин и воссоздают их сюжеты из подручных средств. Причём масштабы движения разрослись, и теперь в нём приняли участие больше 500 тысяч пользователей Facebook и «ВКонтакте». Участники принимают образы от Моны Лизы и дамы с горностаем до персонажей известных фильмов и сериалов. Участвуют сами, привлекают детей, домашних питомцев и предметы интерьера. Кто-то для правдоподобности, а кто-то ради забавы.

Всё началось с репостов записей со страниц друзей, а сейчас «Изоизоляция» — это большой интернет-флешмоб, который позволил обычным людям выразить свой творческий потенциал. Чтобы стать участником флешмоба, нужно в домашних условиях попытаться воплотить известную картину, кадр из комикса, мультфильма или кинокартины.

Оксана Кашенко, главный редактор Roomble.com

— Уверена, что инициативы, связанные с искусством, помогли как художникам, так и обычным людям пережить непростой период самоизоляции. Очень приятно было видеть работы своих друзей в группе «Изоизоляция». Юмор и неожиданный креатив не давали грустить и скучать. Искусство объединило людей.

Крупный региональный художественный проект «Уральская индустриальная биеннале» не так давно объявила тему 2021 года: «Время обнимать и уклоняться от объятий».

По словам победителя премии «Headliner года» в номинации «Культура и искусство» Алисы Прудниковой, сейчас особенное время для искусства. Непростая ситуация с финансами помогает отсеивать контент, которого стало слишком много, но кризис должен не помешать осуществлению больших задумок в сфере искусства, а, наоборот, дать им ещё большую свободу. В то же время идёт перенастройка и переосмысление всех правил, которые были до периода изоляции. Эти процессы помогут по-другому взглянуть на мир вокруг нас и на искусство в нём.

***

Цикл онлайн-дискуссий «Академия хедлайнеров» на канале «КОРТРОС_LIVE» организован к 15-летию ГК «Кортрос». Программная дирекция — коммуникационное агентство «Правила общения». Темы ближайших выпусков: «Стартапы в идеальный шторм», «Как перепридумать свой бизнес заново», «Зачем миру эта пауза», «Кризис-менеджмент человеческих ресурсов».


Оцените статью:

Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нет отправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
keetcnjp