2017-12-15T19:00:47+00:00 2017-12-15T21:46:57+00:00 16 дизайнерских проектов, которые уже решают мировые экологические проблемы Проблемы экологии во всём мире нарастают до тревожных масштабов. Экологический дизайн предлагает проекты спасения — это биоразлагаемый дождевик, теплица на солнечных батареях, автомобильная дорога из пластика, система, очищающая океан от миллионов тонн мусора, и многое другое 16 дизайнерских проектов, которые уже решают мировые экологические проблемы

16 дизайнерских проектов, которые уже решают мировые экологические проблемы

Проблемы экологии во всём мире нарастают до тревожных масштабов. Экологический дизайн предлагает проекты спасения — это биоразлагаемый дождевик, теплица на солнечных батареях, автомобильная дорога из пластика, система, очищающая океан от миллионов тонн мусора, и многое другое

Если в России проходит неделя или форум дизайна, в программе вы, скорее всего, не найдёте ни одного выступления, посвящённого экологии. Эта сфера в нашей стране по-прежнему не в числе приоритетных, и мало кто задумывается, какие перспективы ждут нас через сто или двести лет. Поэтому большое внимание было приковано к редкому событию — мастер-классу директора Московского музея дизайна Александры Саньковой «Дизайн и экология. Может ли дизайн спасти мир?» Он состоялся 28 ноября в рамках организованного ГПБУ «Мосприрода» фестиваля «IV Московская экорезиденция волонтёров и городских активистов». Участники мероприятия встретились для обмена опытом, получения новых знаний и презентаций инновационных проектов в области экологии. Разговор не шёл о задачах планетарного масштаба, а оставался в русле ежедневного выбора каждого человека, каждой семьи. Подробнее об этом нам рассказала сама Александра Санькова.

— В Европе и в Америке есть очень много некоммерческих организаций, занимающихся защитой окружающей среды, и все они работают с дизайнерами. Дизайнеры же, в свою очередь, сами активно сотрудничают с экологами, ставят перед собой задачи, решение которых способствовало бы сохранению окружающего мира. Природные ресурсы не вечны, пора переходить на новые источники энергии. Однако все разработки должны быть экологичны, привлекательно выглядеть и недорого стоить. Если предлагаемая солнечная батарея будет оцениваться в несколько тысяч евро, то, безусловно, ни один потребитель, даже очень серьёзно относящийся к охране окружающей среды, не сможет позволить себе её купить.

Всегда проще запускать новую инициативу на базе платформы. Такая международная платформа под названием What design can do? («Что способен сделать дизайн?») создана голландцем Рихардом ван дер Лакеном, графическим дизайнером, который уже много лет организует дискуссии, конкурсы и круглые столы. Каждый раз он находит новых партнёров и спонсоров. Естественно, любой производитель и переработчик природных ресурсов, в особенности производители коммерческих товаров, заинтересованы показать, какие они молодцы, как они дружат с природой, как заботятся о человечестве. Потому что им необходимо оправдать ту эксплуатацию ресурсов, на которой строится их деятельность — и, безусловно, им необходимо продемонстрировать, что они не пренебрегают социальной ответственностью.

Платформа аккумулирует экологические проекты, а дизайнеры, подающие заявки, с её помощью предлагают идеи партнёрам и ищут деньги.

Один из проектов, реализованных недавно, представляет собой разработку нового вида транспорта с собственным энергоносителем — электроскутера Floatility на солнечных батареях.

Ещё один кейс — теплица, созданная дизайнером Марьян ван Аубел. В теплицу также встроены солнечные батареи. Посредством встроенных элементов она обогревает сама себя и позволяет не тратить много энергии на то, чтобы произвести один продукт.

Уже давно остро стоит проблема снабжения питьевой водой населения в африканских странах. Итальянский архитектор Артуро Виттори (Arturo Vittori) придумал необычный водосборник — Warka Water. Конденсирующаяся влага собирается в башне и направляется в водозаборник по тонким структурным переплетениям. Таким образом можно набирать воду для довольно большой группы людей.

Проект Twenty No Water, Just The Bare Necessities показывает, как можно минимально использовать воду. Если выпаривать жидкость из еды и химикатов, то перевозить их в сухом виде станет удобнее, они будут занимать намного меньше места.

Ещё одна важная тема — проектирование жилья в зонах бедствия: в той местности, где происходят цунами и прочие природные катаклизмы, возникают экологические катастрофы. Когда случается что-то по-настоящему серьёзное, население годами живёт во временных строениях и палатках, ожидая, когда будут возведены новые дома. Важно сделать временные дома конструктивно лёгкими, простыми в монтаже и транспортировке, пригодными для проживания на долгий срок, экологичными и гигиеничными. Срок службы такого дома — от 50 до 70 лет.

В Голландии дизайнеры, преподающие в вузах, всегда ставят в план занятий проекты, разрабатываемые в сотрудничестве с экологическими организациями. В России пока нет такой практики. Между тем студенты — это огромная творческая сила, способная решить множество проблем, была бы только правильно поставлена задача. Например, дизайнеры-выпускники Баухауза разработали биоразлагаемые дождевики из бумаги. Проект фэшн-дизайнера Аниэлы Хойтинк — ещё один эксперимент голландцев. В академии дизайна Эйндховена научились «выращивать» одежду из грибных нитей, которая разлагается естественным образом.

Две девушки-дизайнеры в рамках своей разработки исследовали образцы песчаной почвы со всего мира и используя разные составы наладили производство стекла и керамики без применения редкого белого песка. У них получилась потрясающая коллекция.

Для каждой культуры и каждой страны сегодня актуальна тема переработки пластика. Пластик — это то, что тотально засорило и океаны, и землю. С пластиковыми отходами пытаются бороться: инженеры создают разные приспособления, чтобы вылавливать мусор с поверхности океанов и перерабатывать его. Дизайнеры, в свою очередь, размышляют над тем, как можно переработанный пластик применять в дальнейшем.

К примеру, проект Джессики ден Хартог — это создание модного текстиля на основе пластика. Дейв Хаккенс придумал аппарат, в который как в мясорубку можно засовывать пластиковые бутылки и аналогичные им отходы, из них будет получаться жидкая масса определённого цвета, которая твердеет на выходе, а потом из неё можно изготавливать различные предметы.

Когда дизайнер работает над продуктом массового потребления, он должен учитывать много факторов, включая и конечного потребителя, и заказчика, и материалы, и экологичность производства. К сожалению, российским дизайнерам, особенно промышленным, не до социальной ответственности — если только речь не идёт о предметах, выпускающихся маленькими тиражами или в единичном экземпляре, как в ремесленном производстве. Например, Денис Милованов изготавливает деревянные чаши, скамьи и мебель из бревён — всё вручную. Это не просто экологичное производство, но и продукт, который выглядит очень классно, а делается в Подмосковье. Такие работы тоже можно подвести под категорию «экологический дизайн».

Для меня экодизайн — это в первую очередь то, что можно либо переработать в домашних условиях, либо сделать самому, утилизировав мусор, который накопился в семье. Либо это должны быть вещи, в производстве которых была сделана ставка на экологичность, минимальное потребление энергии, «чистые» материалы. Например, продукция компании «Шуша» — игрушки из дерева с использованием экологически чистых красок.

Ещё один пример отечественного экологического дизайна — компания MATÜ, производящая экошубы и пальто из натуральной овечьей шерсти. С материалами и моделями дизайнеры работают в Москве. Для производства используют только натуральные компоненты, прежде всего стриженую овечью шерсть, полученную гуманным путём и посаженную на трикотажную основу способом вплетения. Спустя много лет такую шубу можно будет утилизировать без вреда для природы. MATÜ — официальный представитель WWF в России в рамках кампании «Мода за природу».

Отличный вариант переработки пластика — использование его в строительстве дорог. С помощью формованного пластика можно делать модульные структуры, из которых будут как тетрис складываться дороги, где уже изначально заложены полости для труб водоотвода и водопровода, электросетей.

В Америке уже существует подобные производство — заводы, которые перерабатывают пластик и делают из него доски для наружного применения, причалов, настилов, открытых террас. Получаются разноцветные доски для причалов, практически вечные. Для настилов в мокрых зонах, в открытых пространствах, для изготовления уличных скамеек — это лучший материал.

Когда мы отправляем остатки еды в измельчитель в раковине, она идёт по трубам, потом воду нужно очищать. Мусорный бак Zera Food Recycler делает из отходов готовый грунт для цветов, а если добавить химикат, то из этой массы получится удобрение.

Ещё один проект — модульные респираторы для детей Woobi Play. Более 300 миллионов детей живут в зонах, где превышен уровень токсинов и выхлопных газов в атмосфере. Поэтому дизайнеры создали респиратор многоразового использования, который просто собирается и так же просто моется.

Ocean Cleanup — экспериментальный проект. Разработчики собрали деньги при помощи фандрайзинга и построили станцию, которая, если разместить её на стыке океанических течений, сама будет собирать в сети дрейфующий пластик, не потребляя при этом никакой энергии. Автору проекта всего 23 года! Сейчас эта технология апробируется.

Узнать о том, что происходит в сфере дизайна и экологии, помогают выставки и конкурсы. Например, экологический дизайн и социальные инициативы в сфере дизайна поддерживает датский международный конкурс INDEX Design Award. Здесь как на биеннале можно увидеть самые передовые технологии из разных стран. Конкурс INDEX Design Award существует уже 15 лет.

Раз в два года жюри отмечает лучших дизайнеров мира; кроме того, в рамках конкурса существуют номинации, связанные с архитектурой, с образованием, с развитием местных сообществ. Патронирует конкурс датское королевское семейство. Церемонию обязательно посещают король и королева: для них это не только семейное, но и репутационное дело — поддерживать экодизайн, направленный на улучшение качества жизни. На конкурсе, например, был представлен проект детских очков, которые можно производить в странах с низким достатком: они очень симпатичные и при этом дешёвые — стоят максимум 10 долларов. Ещё один конкурсант представил проект по воссозданию экосистем GreenWave — и смог использовать для этого целое побережье в Северной Америке.

Победители в каждой номинации получают премию в размере 100 000 евро.

Я уверена: дизайн нужен для того, чтобы улучшать людям жизнь, делать проще быт. Дизайн — это функция, эргономика и эстетика. И в России подобные наработки велись давно. Например, в архиве Московского музея дизайна есть интересный проект, созданный в середине 1980-х. В то время массово внедрялись дизайн-программы. Одна из них называлась «ВТОМАР» («Вторичные материальные ресурсы») и представляла собой систему средств для сбора и утилизации отходов. С 1985 года ситуация с раздельным сбором отходов у нас так и не изменилась, но есть надежда, что экологический дизайн сможет сделать прорыв как в технологическом развитии, так и в психологии человека, который станет улучшать окружающий его мир здесь и сейчас.

Редакция благодарит Татьяну Зборовскую, предоставившую материал для публикации.


Оцените статью:

Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нет отправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
keetcnjp