Что делать дизайнеру с маленькими квартирами: советует профессионал
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Именно поэтому дизайнер интерьеров Анна Муравина подготовила свой семинар о принципах работы с маленькими квартирами. А мы решили задать Анне несколько важных вопросов о её опыте работы с маленькими квартирами и выводах, к которым она пришла в итоге.
Анна Муравина, декоратор, дизайнер интерьеров
Дизайном частных и общественных интерьеров занимается с 1998 года. С 2000 года ведёт преподавательскую деятельность: читает лекции, проводит мастер-классы и тренинги. Исполнительный директор Объединения декораторов интерьеров России. Автор книги «Рецепты счастливого интерьера».
— Что в России принято считать маленькой квартирой?
— Зависит от того, кто именно считает. Журнал АD, например, считает маленькой квартирой пространство площадью до 100 квадратных метров. Я считаю маленькой квартирой площадь до 50 квадратов. А кто-то наверняка воспринимает как маленькую квартиру до 35 метров.
— Есть ли универсальные принципы, по которым должна строиться работа с маленьким пространством?
— Во-первых, это повышенное внимание к планировочному решению. Нужно учитывать буквально каждый сантиметр и тщательно продумать все возможные системы хранения ещё на этапе планировки, чтобы получить хороший результат. Во-вторых, это гораздо более внимательный отбор предметов, принтов и фактур. Чем меньше площадь, тем точнее и чище квартира должна быть стилистически.
В-третьих, при работе с маленькими квартирами не надо экономить на отделочных материалах. Качество отделки видно сразу, и в условиях маленькой площади его ничем не замаскировать. И наконец, необходимо применить весь арсенал известных вам декораторских приёмов, чтобы создать иллюзию того, что квартира значительно больше, чем она есть на самом деле.
— Какие стили и цветовые сочетания больше всего подходят для маленькой квартиры?
— Я считаю разговор о стилях бессмысленным в XXI веке. Все сегодняшние интерьеры без исключения эклектичны. И есть только одно мерило: хороший вкус. Но тем не менее: чем более интерьер однороден стилистически, тем он гармоничнее смотрится.
Что касается использования цветов — они могут быть совершенно любыми и к количеству метров прямого отношения не имеют. Однако цвета надо использовать для решения определённой декораторской задачи.
Простой окраской квартиры можно заметно изменить восприятие её размера, и об этом декоратору нужно всегда помнить. И необходимо ясное понимание, какую именно атмосферу вы хотите создать. Потому что именно это определяет выбор цветов и фактур.
— Какой была ваша самая маленькая квартира, в чём были основные сложности?
— Дело в том, что сейчас я специально, в качестве эксперимента, купила две маленькие квартиры, хотя обычно работаю с площадями более 100 квадратов. Теперь отрабатываю на них все приёмы! Одна квартира имеет площадь около 50 квадратных метров, а вторая — 36. Все трудности для меня всегда случаются на стадии планировки. Я очень долго её прорабатываю, чтобы довести до совершенства.
Если планировка безукоризненна, дальше никаких трудностей у меня обычно не возникает. Я придумываю историю и рассказываю её языком интерьера. А превращать недостатки в достоинства — это вообще моё любимое занятие. Я чувствую себя настоящей волшебницей в это время.
— Почему бюджет на маленькие квартиры иногда такой же, как на большие, а то и ещё больше?
— Чем больше площадь, тем дешевле обходится квадратный метр красоты. Это связано с тем, что основные затраты приходятся, как правило, на кухню и ванные комнаты, на встроенную мебель, а также на систему отопления и кондиционирования. В маленьких и больших квартирах они будут сопоставимы. Поэтому, даже если использовать одни и те же мебельные бренды, маленькая квартира будет дороже в пересчёте на стоимость метра.
— Какие основные ошибки дизайнеры чаще всего совершают при работе с маленькими квартирами?
— Часто маленькими квартирами занимаются начинающие дизайнеры, которые совершают ошибки не потому, что квартиры маленькие, а потому, что они сами ещё очень неопытные. Основная ошибка — это желание сделать на маленькой площади всё и сразу: и колористически, и стилистически. Чем меньше площадь, тем внимательнее надо подходить к отбору предметов, тканей и фактур. Тут лучше «недо-», чем «пере-».