Что почитать дизайнеру: вышла новая книга про текстиль
Современные архитекторы и дизайнеры при проектировании общественных и жилых интерьеров постоянно вовлечены в сферу текстильного дизайна, создания уникальных объектов, изделий и предметов, имеющих текстильную составляющую, и зачастую в значительном объёме.
Дизайн текстильных объектов отделки и наполнения интерьеров в отдельности не обладает масштабной мощью архитектуры. Однако вместе с ней он формирует архитектурно-дизайнерскую среду, которая может оказывать воздействие на человека за счёт непосредственной связи между ним и архитектурой в части комфорта и нюансов эмоционального воздействия. Например, в текстильной архитектуре разнообразие вариантов включения мягких материалов в ограждения особенно велико и варьируется в крайних пределах — от чуть прикрытой навесом площадки до помещений, полностью замкнутых многослойными стенами.
Книгу Анны Александровны Гаврилиной — архитектора, дизайнера и педагога — отличает комплексное рассмотрение всех форм существования текстиля в архитектуре и дизайне внешних и внутренних пространств. Текстиль используется для ограждающих конструкций и наполнения интерьеров капитальных зданий, быстровозводимых перемещаемых сооружений, временно используемых павильонов, палаток и лёгких укрытий. Мягкие материалы широко используются в производстве, в сельском хозяйстве, в рекламе, в праздничном оформлении и так далее.
В главе 13 рассмотрены базовые основы формирования интерьера с использованием текстильной составляющей. К ним отнесены:
- тектонический потенциал текстиля в образном решении архитектурной среды;
- особенности восприятия текстиля в составе элементов среды;
- социальные ориентиры в текстильном дизайне элементов архитектурной среды.
Текстильный компонент вносит свою специфику в эти взаимосвязи за счёт того, что традиционные конструкции и строительные материалы, образующие жёсткие формы, во многом отличаются от текстильных — мягких и пластичных.
Рассматриваются условия создания целостной системы. В том числе:
- условие создания целостной системы «единства разных»;
- условие соответствия «количества текстиля» специфике композиционных построений;
- условие предопределения подвижности «АРХтекс» в единой структуре.
Отдельно рассмотрен текстиль в структуре элементов архитектурной среды:
- композиционная связь элементов в структуре интерьера;
- текстиль в структуре ограждений, средств пространственного обозначения, фиксации, связи и членения;
- текстиль в композиции элементов наполнения средового пространства;
- текстильный дизайн в композиционных связях предметов убранства.
Кроме поиска эстетической выразительности элементов среды в структуру методики и смысла проектирования, предлагается включать обновлённое восприятие пространства с особым отношением к текстильной составляющей и пониманием её роли и возможностей в формировании жизненной среды.
В книге тема текстиля затронута широко — от влияния окружающей среды и ландшафта на использование текстиля в архитектурной среде до реализации проектов текстильного убранства.
Содержание книги даёт основы индивидуального подхода в поиске не только объёмно-пространственного решения, но и создания при этом прогнозируемой, эмоционально воспринимаемой архитектурной среды. А методические принципы, изложенные в книге, на протяжение десяти лет апробировались в процессе преподавания в Высшей школе средового дизайна МАрхИ.
Учебное пособие можно приобрести в «Лавке архитектора» (ул. Кузнецкий мост, 13. Вход с ул. Рождественка).