Как у Елизаветы II и Людовика XIV: интерьер в зелёных тонах
Комната, где есть хотя бы один зелёный предмет мебели, сразу оживает, а, например, большой зелёный диван может изменить помещение до неузнаваемости. Сразу появляется ощущение особенной торжественности и гармонии с окружающим миром, просыпается вдохновение и в голове рождаются интересные мысли. Но не мы первые об этом догадались!
С давних времён представители знати, аристократы и короли обязательно заводили в своём доме как минимум одну зелёную комнату. Зал для приёма гостей, кабинет, спальня или даже будуар, выполненный в зелёном цвете, можно встретить практически в любом интерьере замка или дворца XVII—XIX веков. Давайте узнаем, откуда современные дизайнеры черпают идеи для своих остромодных проектов.
Начнём с Великобритании и самой известной в мире королевской резиденции — Букингемского дворца. Здесь есть целая «Зелёная гостиная», которая когда-то была салоном королевы Шарлотты. Зелёные стены и мебель прекрасно уживаются с огненно-красным ковром, и среди туристов комната пользуется большой популярностью. Повезло же Её Величеству Елизавете II каждый день находиться в этих стенах!
Есть у королевы и что-то вроде «дачи» — знаменитый Виндзорский замок, которому уже почти тысяча лет. В 1992 году здесь случился большой пожар, а полная реставрация завершилась лишь к 1997 году. И здесь появилась своя зелёная гостиная, где была, например, сделана фотография к 90-летию Елизаветы II в окружении внуков и правнуков.
Ещё один английский замок с зелёными интерьерами, о котором невозможно не сказать, это Лидс, он находится в графстве Кент. Сколько раз он перестраивался и менял своё назначение — и не сосчитать. Одно остаётся неизменным — в любой момент замок и его зелёные залы готовы принять в своих стенах монарших особ.
Из Великобритании перенесёмся во Францию и остановимся, конечно, в Версале — легендарном комплексе, который сооружался под руководством Людовика XIV, и который много раз переделывали под себя французские короли. Чего стоит одна только спальня дофина, наследника французского престола, выполненная как раз в зелёном цвете.
А вот спальня Наполеона во дворце Фонтенбло, где когда-то император подписал договор о своём отречении от власти и откуда отправился в изгнание. Эта комната не просто зелёная, она вся утопает в цветах, а ведь этот тренд сейчас можно наблюдать у большинства производителей мебели, текстиля и отделочных материалов.
Король Баварии Людвиг II, посетив в 1867 году Версаль, решил, что его собственная резиденция должна быть ничуть не хуже. Так и появился на свет замок Линдерхоф! В этом зале оборудовали комнату для аудиенций, хотя изначально планировался Тронный зал, поэтому случайных вещей здесь нет.
Например, зелёный балдахин украшен горностаевым подкладом от мантии, в которой короновали короля Греции Отто, дядю Людвига II. А два маленьких круглых малахитовых столика подарила королю российская императрица Мария Александровна.
Ещё одна бывшая летняя резиденция баварских властителей — замок Нимфенбург, который находится в Мюнхене. Строили его пять поколений, добавляя что-то своё, потому зелёных комнат оказалось здесь несколько, и все разные, но такие красивые!
Монархи восточной Европы не хотели отставать от своих западных соседей, и в их домах тоже обязательно находилось место зелёному. Вот, например, эта спальня герцога Курляндии находится в Рундальском дворце, на территории современной Латвии. Выстроен замок был самим Растрелли для Бирона, знаменитого фаворита российской императрицы Анны Иоановны.
А это зелёный салон находится в чешском замке Вальтице, который когда-то был резиденцией рода Лихтенштейнов. Строительством дворца ещё в XVIII веке руководил итальянский архитектор Доменико Мартинелли.
Безусловно, российская знать не могла пройти мимо модной тенденции на зелёный. У каждого аристократа или монарха должна была быть своя зелёная комната, без которой и дворец уже не был похож на дворец. Один из лучших примеров — Большой зал Строгановского дворца. Проектировал его, кстати, тот же Растрелли.
Но рекордсменами по зелёным комнатам стали Гатчинский и Зимний дворцы. Большая часть этих залов увековечена в акварельных работах художника Эдуарда Петровича Гау. И хотя не все комнаты сохранились, на картинах мы можем видеть, что в зелёном российская власть себе не отказывала.
Но отдельного упоминания заслуживает малахитовая гостиная, которая была построена Брюлловым для Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Для работы с малахитом была даже разработана отдельная техника, названная «русская мозаика». Кстати, в мире не сохранилось больше ни одного жилого интерьера, отделанного малахитом.