Уникальный стеклянный дом в Подмосковье для семейной пары
Сегодня мы решили рассказать про единственный в России полностью стеклянный дом, сделанный по оригинальной технологии.
Карен Манько, архитектор
Окончил Воронежский инженерно-строительный институт.
Работал в ВГСПИ, АСЦЛМК, Архитектурно-строительном центре лёгких металлических конструкций на должности главного архитектора проектов, после чего занялся частной практикой: проектированием усадеб, частных резиденций, общественных объектов.
— По структуре этот дом представляет собой классический фахверк. Однако стремление создать два стеклянных фасада, открывающих на опушку леса внутреннее пространство дома, не позволило нам использовать свойственные фахверку глухие участки. В нашем проекте их роль выполняют стеклопакеты. То есть остекление стало элементом конструкции и ребром жёсткости, а не просто ограждающей структурой. Обычно остекление не служит конструктивным элементом. Здесь оно выполняет две функции: конструктивную и ограждающую. Проект остекления выполнили российские и немецкие инженеры.
В этом доме обитают двое: мужчина и женщина. И так как в их усадьбе уже есть несколько жилых домов, этот дом хозяева хотели сделать своего рода бриллиантом, свободным пространством, неким отражением собственных образов.
Пространство дома разбито на два уровня: первый этаж — женская зона, второй — мужская. На стяжках здания уставлен мост, на котором эти двое встречаются. Это некий «мост любви», по которому можно переходить в закатную зону, любоваться природой и расходиться по своим этажа, чтобы позже встретиться вновь. Огромный камин пронизывает этот мост как символ огня любви. Здесь, разумеется, не обошлось без философского подтекста — ведь жизнь и есть постоянные встречи и расставания.
Весь дом построен на взаимодействии открытых пространств — личных и общих. Весь внутренний объём здания наполнен воздухом и светом. В наибольшей степени это удалось благодаря огромным зенитным фонарям (стеклянной крыше), площадь которых составляет 80 квадратных метров.
Цветовое решение реализовано довольно просто: белые панели, чёрный брус и несколько ярких элементов мебели и освещения в красном.
Естественному освещению в этом проекте отдана одна из ведущих ролей. Основная его суть состояла в том, чтобы максимально реализовать термические свойства. То есть впустить солнце таким образом, чтобы здание не перегревалось и было постоянно наполнено светом.
Множество сопутствующих факторов, таких как тень от опушки леса, движение солнца и наличие зенитного фонаря, могли способствовать перегреванию здания, превратить дом в большую теплицу.
Однако это не единственная проблема, которую пришлось решать. В этом проекте мы выделили три основные функции освещения: термическая, диффузная и функция максимального продления светового дня.
Элементы искусственного освещения также стали частью скульптурной составляющей, по сути, аскетичного интерьера. Потолочные люстры, размер которых составляет 2,5 метра, словно держат пространство. Здесь есть волновые светильники уровня аэропорта.
Изначально световое решение было задумано как дополняющее и рисующее. Выражается это следующим образом: искусственное освещение реализовано не только в интерьере, но и в экстерьере, что позволило визуально выделить графику фасадов. То есть линии карнизов, отражаясь в различных элементах, решали супрематическую картину самих фасадов. Внешние бетонные пилоны, и без того отделённые от стен, за счёт подсветки «отрывались» ещё сильнее.
Одна из функций искусственного освещения — обеспечить обогрев вертикальных сливов воды. Металло-галоген давал мощное инфракрасное излучение, которое высушивало карнизы, и они всегда были сухими. Часть искусственного освещения подсвечивает кроны деревьев за домом. Таким образом, при выключенном освещении внутри дома подсветка леса позволяет увидеть его сквозь дом. Разумеется, смотрящий должен в это время находиться на улице, в идеале — прогуливаться по специально предусмотренным для этого транспортным путям.
Сквозной оптический эффект фасада тоже подчёркнут искусственным освещением.
Большая часть внутреннего наполнения интерьера спроектирована по авторским эскизам. Первый из таких объектов — лестница. Она состоит из консольных независимых стеклянных ступеней с равномерной LED-подсветкой, с диапазоном в 6 млн цветов. Управление происходит с пульта.
Элементы ограждения лестницы — часть конструкции моста. Эта лестница, по сути, скульптурный объект, элемент освещения и единственный колористическими светодинамический объект в интерьере, ведь всё остальное монохромное. Она создаёт хромотерапевтический эффект, оставаясь при этом свето- и цветодизайнерской скульптурой.
Второй значимый объект, в который лестница перетекает, — это стеклянный мост. Часть его конструкции стала ограждением для второго света и закатной зоны. Наклоны ограждения этого моста не соответствуют наклону кровли. Правильный угол мы искали исходя из желания создать светооптические элементы отражения зенитного фонаря, деталей дизайна люстры и значимых художественных объектов. Точкой отсчёта стали основные сюжетно важные локации на мосту. Выражаясь простым языком, мы хотели создать преломление света и целую палитру отражений, увидеть которые можно только с определённых точек моста.
Ещё один важный объект, спроектированный с нуля, находится в закатной зоне, играет роль скульптуры и функционального объекта — это так называемый бар-водопад, он же увлажнитель. В этой 13-метровой конструкции вода падает сверху, протекает под столом, работает как водопад по опорам для ног, а затем возвращается в накопитель и снова идёт по кругу.
Плоскость конструкции реализована в стиле стелс с рублеными матово-зеркальными панелями. Наклон структуры даёт воде возможность испариться и таким образом увлажнить помещение. Здесь есть место для бутылок: во время испарения зона охлаждается, создавая естественный холодильник для вина, которое всегда находится при температуре 16 градусов.
Шестнадцатиметровый камин тоже изготавливали индивидуально. По авторскому проекту сделали все стеклопакеты и систему отопления. В этом доме не было возможности применить стандартные методы организации отопления. Пришлось интегрировать целую инженерную систему.
Индивидуальная система проветривания работает через дверь и верхние форточки, которые откидываются автоматически. Благодаря этой системе необходимость кондиционирования сводится на нет. В этой разработке учитывалось движение солнца, расположение остекления, а также бриз от лесной зоны.
В этом доме две кухни: техническая, где трудится наёмный работник, и шарообразное творение компании Sheer.
Sheer даёт возможность обслуживать мероприятия для 15–20 человек. Планировочно эта кухня связана с пространством веранды и зоной барбекю, то есть это единое пространство, где можно проводить праздничные мероприятия.
Гостиная представляет собой атриумное пространство, также связанное с кухней, мультимедийной зоной и открытой прихожей. Обеденный стол от EMMA Mobile напоминает чёрного глянцевого лосося, у которого в момент выдвигания стульев словно вспарывается брюхо.
В женской зоне спальня находится в едином пространстве с санузлом и кабинетом. Здесь предусмотрен выход на веранду, где под индивидуально спроектированными перекрытиями в окружении деревьев располагается гидромассажная ванна, которую можно использовать даже в зимнее время.
Внутренняя ванная зона отделена от спальной воздушной ширмой от Zanotta.
В мужском кабинете мы установили стол с конвейерной лентой, изготовленный в начале XX века. ТВ-стойка от Reflex вращается и может работать в двух направлениях: в сторону кабинета и спальни. Кровать от EMMA Mobile изначально была односпальной, но совместно с дизайнерами компании мы спроектировали двуспальный вариант.
Мужская спальня объединяет несколько пространств — собственно спальню, кабинет, зону мультимедиа, каминную зону и ванную. Сама немецкая ванна Hoesch была представлена на выставке в качестве прототипа и доработана нами до полноценного функционального объекта. Hoesch представляет собой огромный стеклянный куб с шезлонгом внутри. Здесь также встроена система гидромассажа, а из «торшера» льётся вода. Раковина, как и все элементы сантехники в этой ванной, тоже стеклянные. Мы старались создать максимальное количество преломлений и отражений, работающих как при естественном, так и при искусственном освещении.