Зачем нужен стилист на съёмке: интервью с профи и анонс лекции
Наталья Обухова и Юлия Чеботарь — стилисты, которые в сумме проработали в индустрии фотосъёмок интерьеров более 30 лет. Свой огромный накопленный опыт они активно передают начинающим дизайнерам и декораторам, а также тем, кто хочет выйти на совершенно новый уровень в искусстве получения шикарных фотографий квартир и домов.
К слову, 31 января в Москве пройдёт их лекция, посвящённая правилам и приёмам хорошего стайлинга. Как красиво снять интерьер, не переборщив с аксессуарами? В чём секрет правильной расстановки света? Отличаются ли принципы съёмки интерьера для портфолио и для публикации в журнале? На эти и другие вопросы Наталья Обухова и Юлия Чеботарь ответят 31 января в шоу-руме архитектурного света Quantum Studio («Красный Октябрь»). Информация о мероприятии — по ссылке, а мы публикуем интервью с экспертами, которое нам предоставила основатель дизайн-лектория Ольга Косырева.
— Зачем нужен стилист на съёмках, если дизайнер всё там уже придумал, подобрал и вообще сам является отличным декоратором?
— Камера видит пространство немного другим. То, что идеально подобрано декоратором, может в кадре выстрелить не тем масштабом или лишним цветом. Самое простое, что делает стилист — это передвигает мебель, создавая гармоничную композицию в кадре. Я встречала очень мало дизайнеров, которые сами являются отличными декораторами. И это не упрёк им.
Кому-то это просто неинтересно, кто-то не успевает, а у кого-то заказчик буквально врывается в квартиру со своими личными вещами. Но объект надо отснять. Для журнала, для портфолио. Если люди живут давно, то стилист разгребает пространство, освобождает из-под вещей клиента то, что выбрал дизайнер.
Или другая крайность: времени немного, объект сдан без декора вообще, надо срочно отснять, пока не приехали жильцы. Тогда заполняем пространство вещами для придания ему жизни. И подчёркивая идею дизайнера, продолжаем его работу в деталях, даже в цветах, в букетах.
— В чём разница между декоратором и стилистом?
— Дизайнер смотрит на свой объект как на совокупность идеи и технического воплощения, он видит стыки, красивое соединение плинтуса с коробкой двери, швы на паркете, плитку из Испании, особенные обои на стенах, винтажную ткань на стульях и прочее. Стилист, входя на объект, видит историю для журнала или портфолио.
— Можно ли средний или не вполне удачный интерьер превратить в хороший средствами стайлинга? Так сказать, приукрасить его перед съёмкой и сделать более привлекательным?
— Всё зависит от исходных данных и от того, что нужно декоратору. Бывает, что интерьер так дико выглядит, что ему уже никак не поможешь: неудачная планировка, мебель, потолки, окна, текстиль и картины.
Если всё не так плохо, декоратор доверяет стилисту, и есть возможность что-то вынести или не снимать, то аксессуарами, цветами и всякими фотоуловками можно картинку улучшить. Хотя кардинально ситуацию всё равно не изменишь.
— Можно ли кардинально улучшить или исправить ошибки проекта, когда он снимается для журнала? И нужно ли это делать?
— Для съёмки для журнала всё сложнее: невозможно обойтись только крупными планами, обязательно нужно показывать пространство целиком, ну и планка изначально высокая. Так что пытаться переснять со стилистом интерьер, который уже отбраковали в журнале, на мой взгляд, бессмысленно.
— Какие самые распространённые ошибки и недостатки, которые делаются дизайнерами при съёмках своих проектов?
— Как раз чаще всего бывает отсутствие истории, а следовательно — отсутствие жизни в проекте. Просто показать все уголки квартиры или дома — это одно. Заставить читателя задуматься, какой человек там живёт, как он себя там чувствует, захотеть таких же ощущений и искать этого дизайнера — вот работа стилиста.
Иногда дизайнер не работает с личными вещами своих заказчиков. Или игнорирует их, или оставляет всё как есть. Камера же видит все мелочи и может показать бардак на полках (если это не идея истории) там, где вроде бы всё было хорошо. К тому же не весь декор, что умеет хорошо жить в пространстве, хорошо живёт на фото. Дизайнер выбрал его и может не захотеть его убрать или переставить: ведь в жизни всё «работает».
В итоге в кадре — катастрофа. Одна и та же ваза во всех комнатах, некрасивые складки штор или покрывал, мятые подушки, отпечатки на стекле и так далее. Стилист ходит и переставляет, добавляет, раскладывает, выпрямляет, вытирает, прячет и двигает. В каждом кадре. Меняется ракурс — меняются декорации.
— Какие самые смешные, странные и поучительные истории случались с вами на съёмках?
— Если брать все съёмки, и интерьерные и постановочные, то историй уже так много, что можно книгу писать. Могу просто перечислить, что мы снимали в жару и в адский холод; снимали мебель в лесу, в саду, в конюшне, в ботаническом саду, в дельфинарии, в музеях и парках и миллионы раз в студиях.
Снимали в грозу ткани на рыбном рынке в Стамбуле, и молния ударила в наш генератор. Ради цветного дыма взрывали дымовые шашки внутри ванных комнат, и все чуть не угорели. Снимали на плоту на реке, и грузчики, как бурлаки, тащили плот с мебелью, телевизором и мной, а дачники чуть с моста не падали от изумления.
Снимали творческий проект в Грузии на рынке, и все мужчины рынка бросили свои прилавки и вышли на улицу, чтобы не смущать голую модель. Жан-Луи Денио на нашей съёмке помогал трём французским грузчикам вкручивать лампочку. Один очень хороший фотограф упал на интерьерной съёмке в бассейн с электрическими скатами.
На съёмках интерьерах хозяева, случалось, кормили нас чёрной икрой, а случалось — наоборот, не давали воды попить. Где-то съёмочной группе показывали невероятные реликвии, редкие, очень дорогие вещи, а где-то, наоборот, просили ни к чему даже не прикасаться, хотя вещи и мебель были вполне обычные. Много, в общем, историй, хорошая у меня работа.