Мерцающие столы и розовые полки: интервью с Патрисией Уркеолой
Мерцание — так назвала свою коллекцию для Glas Italia Патриcия Уркеола (Patricia Urquiola). Столы, консоли и полки меняют окраску подобно хамелеону, в зависимости от освещения и положения зрителя. Лучи света, преломляясь, создают десятки оттенков и полутонов. В результате предметы кажутся то невесомыми и прозрачными, то плотными и ярко окрашенными. Необычную техническую находку дополняет лаконичный современный дизайн с винтажным налётом, отсылающий к 70-м и 80-м. Новинка стала настоящим открытием iSaloni в Милане, хотя сама Патрисия Уркеола призналась главному редактору Roomble.com Оксане Кашенко, что решение о сотрудничестве с Glas Italia далось непросто: до сих пор она считала стекло некомфортным материалом.
Патрисия Уркеола, дизайнер и архитектор
Испанка по рождению и итальянка по духу, Патрисия Уркеола — одна из самых востребованных специалистов в Милане, городе, который она выбрала для жизни и работы. Любовь к Италии Патрисия унаследовала от знаменитого учителя, прославленного итальянского архитектора Акилле Кастильони (Achille Castiglioni), который считается «отцом» современного итальянского дизайна и у которого в конце 80-х Патрисия защитила диплом Мадридского политехникума. В 90-е она работала для De Padova и вместе с Вико Маджистретти (Vico Magistretti) создавала дизайнерскую мебель: Flower, Loom sofa, Chaise и Chaise Longue. После мебели настал период архитектурного дизайна — оформления демонстрационных залов и ресторанов. В 1996 году Патриция Уркеола стала главой проектной группы Lissoni Associati, работающей на Alessi, Cassina, Kartell и другие известные бренды. Произведения Патриции Уркеолы были отобраны для итальянской выставки дизайна 2001 года и для Intenational Design Yearbook в 1999 и 2001 годах. В 2001 году Патриция Уркеола была председателем жюри для 19-й Премии дизайна CDIM и читала лекции в Академии Domus. Сейчас Уркеола работает в собственной студии в Милане и создаёт как предметы индустриального дизайна, так и интерьеры офисов, бутиков, ресторанов и частных апартаментов. Мы застали Патрисию в оформленном ею обувном бутике Santoni.
— — Патрисия, бутик Santoni стал одним из символов современного итальянского дизайна, и во многом благодаря вашему оформлению. Расскажите немного об этом пространстве.
— Это один из любимых проектов. Он действительно очень итальянский по духу, потому что мне хотелось передать свою гордость за традиционное мастерство и высочайшее качество, которое при этом смотрит в будущее. С одной стороны, нужно было сделать зал новаторским и интересным, с другой — отвечающим потребностям людей, которые в нём будут работать каждый день, выставлять свою замечательную обувь и так далее. То есть пространство должно было быть выставочным и комфортным одновременно. И ещё одно: Santoni начинали как бренд высококлассной мужской обуви, поэтому в их компании до сих пор царит очень мужественный дух. И его мне тоже хотелось сохранить как особенность, стиль фирмы. И вот отсюда появилась открытость и прозрачность интерьера, в которую я добавила немного своей любимой геометрии — за счёт расстановки винтажных предметов мебели, своих собственных предметов, ковров и, главное, чётких линий лёгких полок и стеллажей, которые крепятся на модульную латунную сетку. На самом деле задача была не такой уж сложной — оказалось, что у нас с Santoni очень похожие вкусы.
— — Все знают, что у вас огромный опыт в проектировании предметов мебели. Но на этой выставке вы превзошли саму себя. Ваша коллекция для Glas Italia привлекла всеобщее внимание. Она и удобна, и необычна, и очень красива. Это действительно стекло?
— Да, это стекло. Но поначалу идея была неочевидна для меня. Всё дело в том, что я отношусь к той категории людей, которые не любят работать со стеклом как с материалом — он для меня некомфортен.
— — Слишком холодный?
— Нет, слишком прозрачный. Слишком хрупкий. Понимаете, мне не нравится сама идея использования стекла или прозрачного пластика в частных пространствах. Во-первых, оно слишком эфемерно — это минус, на мой взгляд. И во-вторых, меня раздражают столы, через которые можно видеть ботинки сидящих. Но специалисты Glas Italia меня убедили в том, что стекло можно заставить быть чем угодно и в том числе преодолеть его природные недостатки. С этими людьми очень интересно работать, потому что когда им ставишь нереальные задачи, они не говорят, что это невозможно, а уходят думать над тем, как сделать твою идею возможной и даже простой в исполнении. Это настоящий итальянский подход, подход мастеров Возрождения. Вот мы и придумали такие предметы, форма и технология изготовления которых позволяла бы сохранить все достоинства стекла: лёгкость, изящество, отражения и блики — но при этом устраняла бы недостатки. Технологически эти предметы созданы из многослойного стекла, собранного в пересекающиеся плоскости — они и заставляют мерцать свет и создают удивительные цветовые эффекты. Кроме того, финишное покрытие отражает различные цвета само по себе и… не позволяет видеть свои ноги, когда вы сидите за столом.
— — Говорят, у вас очень необычный дом. А какую комнату вы любите там больше всего?
— Мой дом? О! В моём доме фактически нет комнат как таковых. Я довольно долго шла к этому решению — максимально открытой студии. Но когда достигла гармонии с собой, была очень довольна. Мой дом — это и моя крепость, и моя творческая мастерская, и пространство для отдыха, но границ между этими зонами нет. У меня не бывает отдельного времени на отдых, отдельного на семью и отдельного на работу. Всё в одном. Так что по большому счёту моя комната — это границы моего ковра, на котором стоит мой стол и лежит мой ipad. Но самое любимое место, наверное, сад. Он у меня на крыше — там очень небольшое плоское пространство с кусочком крытой веранды. Вариантов было немного. И я сделала там что-то вроде красивого патио. Вот где я провожу всё солнечное и ясное время года. В Милане таких дней бывает очень много!