В гостях у Roomble: архитектор Андрей Волков — об уникальных проектах и ограничениях в работе
Андрей Волков, архитектор, дизайнер, художник
Родился на родине Толстого и Тургенева, первые художественные навыки получил в Чернском педагогическом училище, окончил Московский колледж архитектуры и строительных искусств (МКАиСИ) и Московский архитектурный институт (МАрхИ) по специальности — архитектор-дизайнер. Несколько лет преподавал на кафедре, в 2003 году основал собственное архитектурное бюро, занимающееся средовым проектированием, архитектурным проектированием жилых домов и общественных интерьеров, предметным дизайном. Занимается живописью и графикой, участвует в выставках и ТВ-программах «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ».
— Андрей Викторович, расскажите про ваши главные профессиональные достижения.
— Много было сделано интересного и хорошего, но основные проекты, на мой взгляд, будут дальше. Сейчас своим главным достижением я считаю семью! У многих, к сожалению, главной жизненной ценностью становится гонка за профессиональными достижениями. Конечно, проектирование — это дело моей жизни, и проекты — это тоже дети, я за каждый из них болею, но всё-таки стараюсь сделать так, чтобы профессия не затмила и не отодвинула семью в сторону.
— В каком стиле предпочитаете работать?
— Когда я ещё учился в МАрхХИ у Савинкина, был один курсовой проект — дом в стиле мастера. То есть надо было выбрать какого-то мастера, известного архитектора, дизайнера, изучить его наследие и в его духе спроектировать малоэтажный многоквартирный жилой дом. Мне приглянулся творческий подход Фрэнка Ллойда Райта, он пропагандировал натуральную архитектуру, которая соответствует месту, где она спроектирована.
Этот основной подход так и остался со мной, и я с этим живу и работаю. Я стараюсь не делать ничего специально декоративного. К примеру, если мы проектируем дом в скале, то весь материал, который мы используем, это скальная порода, натуральные камни и так далее. То есть основным направлением, в котором я работаю, я бы назвал органичную архитектуру — уместную, натуральную.
— В чём уникальность ваших услуг?
— Индивидуальный подход к каждому проекту. Проектный метод, которым мы пользуемся и которому я своих студентов учу, заключается в том, что каждый проект сугубо индивидуален. Наша задача — изучить потребности заказчика, его стиль, его образ жизни, предпочтения, состав семьи… Это всё очень влияет на проект.
Дальше мы должны понять, в какой среде мы работаем. Это городская среда? Природная среда? Что характерно для этой среды? Скалы — один проект, лес — совершенно другой, степь — третий. Всё это накладывает очень много ограничений, что только упрощает нашу работу. Соответственно, все проекты очень индивидуальны и уникальны.
— Опишите самый крутой проект, который вы делали.
— С Владимиром Кузьминым и Владиславом Савинкиным мы делали петербургский объект «Серебряный кит». Он, к сожалению, не реализован. Точнее, реализован, но, скорее всего, его никто никогда не увидит. Это был очень амбициозный проект: огромный плавучий трёхпалубный дебаркадер, который должен был стоять в одном из каналов. Представьте себе, огромная плавучая рыба, у которой нет ни одного прямого угла внутри. Там всё делалось по яхтенным технологиям. Помимо строительных технологий, которые мы в институте изучали, пришлось изучить технологии корабельного строительства. Но в силу ряда административных причин этот объект так и стоит на одной из верфей Санкт-Петербурга. Он завершён, вплоть до внутренней отделки, но, видимо, уже не выплывет никогда на отведённое ему место.
Был ещё один нетривиальный и тоже нереализованный проект под названием «Атом» — дом, спроектированный для одного из моих клиентов. Хотя, конечно, это не атом, это молекула в большей степени. Там есть центральное ядро, вокруг которого вращаются электроны, и эти электроны представляют собой этажи здания. Мы с ним на выставке выступали, «АрхМосква-2006».
— Расскажите про другие интересные проекты.
— В последнее время я занимаюсь частными интерьерами домов для конкретных людей. В своё время у меня было много общественных объектов: был главным архитектором торгового центра «Мебельград», работал над «Горки Город» в Сочи, делал концепцию курорта на озере Байкал, проектировал офисы для компаний, шоу-румы, выставочные стенды. Но прошло время, и я понял, что интереснее общаться с конкретным человеком, а не с компанией, в которой много сотрудников и много людей, принимающих решения.
— А что с географией услуг?
— География очень разнообразная. Москва, Подмосковье, регионы. Я проектировал в Крыму, в Тульской губернии, в Абрау-Дюрсо, в Петербурге… У меня есть даже реализованный объект в Женеве.
— Какие бренды можете назвать любимыми?
— Конечно, «Волковproject»! В последнее время занимаемся проектированием и производством лестниц, столов, встроенной мебели. Стараюсь, чтобы мебель становилась частью архитектуры, частью интерьера, не была бы декоративным элементом, который заказывается по каталогу.
Есть, конечно, сантехника, которую сам не выточишь, но тут приходят на помощь партнёры из компании Laufen. Они не только поставляют свою продукцию в мои проекты, но и поддерживают архитектурный пленэр «КустАрт», который я с партнёрами уже третий год провожу для архитекторов и дизайнеров в Тульской губернии, на Бежином лугу.
— Какой помните самый необычный случай из практики?
— Историй полно. Многие из них связаны с телевидением, потому что оно выдёргивает из зоны комфорта. Был в одном «Дачном ответе» объект под названием «На столе трава, на стене дрова». Это бывшая баня, со временем превратившаяся в жилой дом, в котором мы переделывали гостиную и кухню. Необходимо было сделать цельнометаллическую лестницу на второй этаж. Я разработал проект, сделал все необходимые размеры, и мы начали работу. И тут выясняется, что дату завершения проекта переносят на неделю раньше, а отметок начала первой ступени и последней ещё пока нет, потому что пол не закончен. Что делать? Надо либо перепроектировать, а это невозможно, потому что мы не успеем…
Пришлось подстраиваться под съёмочный процесс и как-то срочно выходить из положения. И за ночь я нашёл решение: придумал лестницу, которая была сделана из отдельно висящих ступеней. Их мы могли быстро изготовить на заводе, привезти на объект и установить на том расстоянии, которое нужно будет в зависимости от высоты пола. В результате получилась классная лестница, она всем понравилась. После этой передачи у меня даже были заказы на похожие модели. И это вновь подтвердило правило, что ограничения не наносят вреда творчеству художника.
— Ваше любимое место в квартире?
— К счастью, я живу не в квартире, а в загородном доме, который сам спроектировал и построил. Он находится в замечательном месте — посёлке Переделкино. В своём доме все комнаты радуют. Но, конечно, любимое — это мастерская, в которой я работаю. Кстати, тут мы снимаем мастер-классы для «Квартирного вопроса».
— Самая сложная задача, которая у вас была...
— По опыту получается, что самая сложная задача для проектирования — это объект с крохотной площадью. Ведь там всё равно должны быть все необходимые человеку функции: и гостиная, и кровать, и санузлы. Вот где нужно поломать голову! Поэтому проектирование маленького и функционального архитектурного объекта с какой-то эстетикой — наиболее сложная задача. У каждого архитектора есть такой проект, и у меня тоже. Жду лишь подходящего момента, когда он кому-нибудь понадобится, чтобы его построить.
— Наверное, при такой творческой работе не бывает похожих друг на друга дней?
— У меня нет обычных рабочих дней, потому что я ещё и педагог. Учебный процесс длится с 11 до 18 часов. А на другой день у меня может быть запланирована поездка в другой город, встреча с заказчиком или съёмки. К счастью, моя профессия позволяет делать дни разнообразными, не монотонными, поэтому и каждый мой проект индивидуален. А новый день не похож на предыдущий.
— Что вас вдохновляет более всего?
— Вдохновение — один из обязательных пунктов в нашей методике архитектурно-дизайнерского проектирования. Как я уже говорил, необходимо знать, для кого мы проектируем, в каком месте мы проектируем, но ещё очень важно при этом вдохновиться какой-нибудь идеей, а её нужно откуда-то почерпнуть. Источником вдохновения может быть любое произведение искусства, какая-то технология.
Можно, к примеру, пойти в театр, увидеть там сценографию, как-то неожиданным образом трансформирующую пространство сцены, и вдохновиться этим для создания своего проекта. Если постоянно думаешь о конкретном плане дома, можно вдохновиться, читая утром газету, увидеть геометрию будущего дома в пересечении столбцов, газетного шрифта, в пространстве между блоками. Или можно пойти на выставку и впитать в себя творческое наследие наших конструктивистов. Главное — постоянно искать вдохновение, не замыкаясь на каком-то одном аспекте жизни.
— В чём основная задача конкурса ландшафтных проектов «АртЭко»?
— Я бы отметил несколько задач. С одной стороны, важно рассказать об особо охраняемых природных территориях Москвы и деятельности Мосприроды на этих территориях. Вторая задача — это вовлечение активных молодых людей, студентов архитектурных вузов, школ в процесс созидания и ответственного отношения к природе, к своему городу, воспитание активно и позитивно мыслящей молодёжи. И третье: у самих парков есть утилитарные вопросы и задачи, у них есть некий набор стандартных объектов малых форм, и с помощью студентов они хотят привлечь новые мысли, идеи и реализовать их на своей территории по возможности.