Верх страницы
2024-09-17T14:21:32+00:00 2024-09-18T09:26:52+00:00 Ковровое прошлое и настоящее: ковры советские, барные, музейные Любой советский человек знает: ковры на стенах — это больше чем ковры. Ковровое прошлое и настоящее: ковры советские, барные, музейные

Ковровое прошлое и настоящее: ковры советские, барные, музейные

Любой советский человек знает: ковры на стенах — это больше чем ковры.
ковры на стенах

Во-первых, это красиво. Особенно в хрущевке, где, по СНиПам 1957 года, площадь спальни не превышала 6 кв. м на одного человека. В таком метраже не разгуляешься, поэтому кровать упиралась в стену вовсе не изголовьем. Прижиматься к холодной стене было не очень приятно, поэтому спасал ковер. Отсюда рождается во-вторых: ковер — это практично. Он берег обои от истирания и гасил звуки.

Но кто же первым в Советском Союзе додумался вешать ковры на стену? И почему узоры на них были совсем не традиционные для нашей средней полосы, а как будто даже… восточные?

Дело тут не в гениальной идее, а в наследии предков. Вернее, разрушенной империи. В конце XIX века в России была в моде эклектика. Отдельные комнаты богатых домов обставлялись в стиле разных стран и культур. Помните, «в греческом зале, в греческом зале, мышь белая…»? Бальные залы могли оформлять в греческом стиле, спальню — в рококо, а курительную комнату — в восточном. Чаще мавританском. На стилевое цитирование в те времена не претендовали и трактовали направления по-своему. Поэтому «Восток», как правило, состоял сплошь из ковров, которыми закрывали все поверхности, в том числе и стены. Ковры были с характерным орнаментом и насыщенной теплой палитрой.

С приходом новой эпохи труда, мира и вечного мая интерьеры претерпели существенные изменения. Но красоты и роскоши сердца требовали все с той же силой. Повторить лепнину и райских птиц на стенах было сложно, а вот повесить ковер за диваном — раз плюнуть. Красиво, ярко, дорого-богато. Ковры в те времена стоили как три зарплаты инженера, доставались из-под полы и передавались как приданое из поколения в поколение.

Подробнее об истории ковра Советской России вы можете прочесть в блоге студии дизайна интерьеров Надежды Кузиной.

Сегодня все иначе. Роскошь все чаще приобретает бежевый оттенок, а ковер стал символом уюта и обязательным атрибутом детской, «чтоб ноги не мерзли».

При желании и сейчас можно погрузиться в ковровую эстетику прошлого века и даже получить новые впечатления. К примеру, в Москве, на Трубной, 20, в здании старого трехэтажного особняка располагается ресторан сети «Хачапури и вино». Во входном зале коврами устлан весь бар, вплоть до барной стойки и оконных откосов.

На трех этажах есть на что посмотреть, поэтому не задерживайтесь у бара. Там чуть выше еще есть мозаика «из пионерлагеря», красные смесители в санузле и очень красивое двухсветное пространство третьего этажа.

Подкрепившись и раззадорившись, можно продолжить изучение темы ковров и отправиться во Всероссийский музей декоративного искусства. Там до 13 октября проходит масштабная выставка «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства». Кроме богатой коллекции экспонатов, посетителей ждут несколько лекций, интерактивных игр и круглый стол на тему «Ковер историй. Азбука орнамента».

А еще до 20 октября в стенах все того же музея можно увидеть тематическую выставку «Цветок Сибири. Тюменские ковры». Здесь вам не только расскажут о влиянии восточных традиций на ковроткачество Сибири, но и продемонстрируют действующий станок Сибирской ковровой фабрики.

Вверх