Верх страницы
2015-10-05T07:00:11+00:00 2024-07-30T21:54:01+00:00 Самый ожидаемый предмет выставки iSaloni Москва — зеркало с секретом В преддверии открытия выставки iSaloni WorldWide Moscow 2015 (14—17 октября) мы вспоминаем самые интересные события и явления мирового дизайна, показанные на этой же выставке в Милане. Специально для читателей Roomble.com главный редактор портала Оксана Кашенко взяла интервью у владельца единственной в мире фабрики мебели из стекла Fiam — Витторио Ливи и известного итальянского архитектора Данте Бенини. Предметом интервью стали невероятные гнутые зеркала, которые мы ожидаем увидеть и на выставке в Москве Самый ожидаемый предмет выставки iSaloni Москва — зеркало с секретом

Самый ожидаемый предмет выставки iSaloni Москва — зеркало с секретом

В преддверии открытия выставки iSaloni WorldWide Moscow 2015 (14—17 октября) мы вспоминаем самые интересные события и явления мирового дизайна, показанные на этой же выставке в Милане. Специально для читателей Roomble.com главный редактор портала Оксана Кашенко взяла интервью у владельца единственной в мире фабрики мебели из стекла Fiam — Витторио Ливи и известного итальянского архитектора Данте Бенини. Предметом интервью стали невероятные гнутые зеркала, которые мы ожидаем увидеть и на выставке в Москве

Разговор получился не об архитектуре, и не об индустриальном дизайне, в которых оба собеседника — фигуры первого ряда, а об удивительном проекте, родившемся в союзе обеих дисциплин с пластическим искусством. Новые зеркала Phantom и Christine фабрики Fiam обещают стать самым желанным дизайнерским объектом сезона — их фотографии сразу после миланской выставки облетели если не весь мир, то все социальные сети. Коллекцию создавали современный скульптор Хелидон Ксикса(Helidon Xhixha), архитекторы Данте Оскар Бенини (Dante Oscar Benini) и Лука Гонзо (Luca Gonzo) и дизайнер Витторио Ливи (Vittorio Livi), владелец и основатель фабрики Fiam. Каждый вложил в неё свою тему, а вместе получилась музыка света и отражений из мюзикла «Призрак оперы».

Витторио Ливи, дизайнер и основатель Fiam

Витторио Ливи для Италии — фигура символичная и нестандартная одновременно. С одной стороны, он из тех, кого называют живыми классиками мирового дизайна. Но итальянцев этим не увидишь. С другой — это классик совершенно не типичный. В царстве богатейших традиций дерева и кожи он начал производить мебель из стекла и объединил сразу две национальные традиции. И сделал это вызывающе и авангардно. И, разумеется, стал звездой. Его стекло гнётся и извивается, как пластик, но при этом остаётся стеклом. И им можно пользоваться в повседневной жизни точно так же, как любым традиционным предметом.

В стекловыдувной цех Ливи попал совсем ребёнком, 14 лет, не столько по призванию, сколько по необходимости — после войны он остался единственным мужчиной в многодетной семье. И считает, что именно этот трудный опыт помог ему достичь в жизнь так много.

Первое же стеклянное кресло — Ghost («Привидение») принесло ему известность и солидную прибыль. В разное время Fiam сотрудничала с известнейшими дизайнерами — от Вико Маджистретти до Филиппа Старка. Это уже не просто мебель, а целая философия, отражающая образ жизни современного фетишиста. К примеру, стол Illusion производства 1992 года недавно ушёл с молотка за 50 000$ и сейчас украшает коллекцию «Центра Помпиду» в Париже. Среди творений Fiam есть зеркала-телевизоры, изогнутые хрустальные столы и невесомые и элегантные кабинетные аксессуары. Двигатель всех этих чудес — удачливый бизнесмен, талантливый дизайнер и просто невероятно энергичный итальянец Витторио Ливи.

fiamitalia.it

— Ваши новые зеркала стали сенсацией, не успев появиться не только в продаже, но и на выставке в Милане. Невозможно поверить, что эти удивительные скульптуры сделаны из стекла. Как родился этот проект?

— — Идея пришла моему давнему партнёру — архитектору Данте Бенини, который любит скульптуры Ксикса и наши работы из стекла. Он чувствовал, что их можно соединить, но не знал как. Тогда он нас и познакомил. Сначала понять друг друга было довольно трудно, потому что стекло — это не глина, не камень, совсем иной материал. Но в творчестве Хелидона главное — это свет, его отражения, и музыка, которую он способен создавать. И вот тут стеклу равных нет. Однажды я привёл скульптора в свою мастерскую и сделал из стекла некий этюд, выдул форму, которая напоминала мне его творения. Он был настолько удивлён и очарован возможностями нашего материала, что предложил подписать мой стеклянный набросок. Он сказал мне тогда, что мог бы и сам сделать такую работу, если бы умел. И мы поняли, что нам нужно делать дальше: учиться друг у друга. Конечно, потом мы ещё очень долго оттачивали технологию. В отличие от скульптуры, мы делаем серийный продукт, пусть и ограниченного выпуска. Нечто такое, что нужно использовать в повседневной жизни, а не только любоваться. В этом главное отличие индустриального дизайна, даже самого лучшего, от искусства.

— Это очень смелый, экспериментальный проект. Вы сильно рисковали, не правда ли?

— — Риск есть всегда, когда увлечённо занимаешься серьёзным делом. Но вот что я вам скажу. Выпустив эти зеркала, мы продемонстрировали невероятные возможности нашего любимого материала. До такой степени, что теперь некоторые галеристы и дизайнеры приходят ко мне и просят помочь создать им нечто не серийное, а штучное, индивидуальное, сугубо коллекционное. Но меня это не очень интересует. Всё-таки я — промышленный дизайнер. И мне очень нравится эта идея, приносить в дом немного настоящего искусства в виде предмета, которым ты пользуешься каждый день. Посмотрите, эти зеркала получаются живыми, потому что автор нашёл в них гармонию, как композитор в музыке. Мне самому очень нравятся такие вещи.

— Можно задать вам личный и традиционный для нашего портала вопрос, который мы задаём всем героям-дизайнерам? А какую из комнат в вашем собственном доме вы предпочитаете всем остальным? И почему?

— — В моём доме есть большой зал, залитый светом — дневная зона, которая начинается от кухни и переходит в диванную, с удобным столом и стеллажами, полными книг. Эта зона отделена от остального дома. И я часто запираюсь внутри. Это моя творческая мастерская. Там я включаю музыку, читаю, иногда пишу и рисую. Именно в такие моменты, когда достигается гармония с собой, мне приходят мои самые лучшие мысли и открытия. Это и есть творческий процесс. Потом я могу уже что-то доделывать и уточнять в более рабочей атмосфере, в кабинете за столом, или встать ночью и дописать, додумать, дорисовать. Но начинается всё именно там. Так, кстати, было и с зеркалами. У них своя история и пусть вам её лучше расскажет автор идеи — Данте Бенини.

Данте Оскар Бенини, архитектор, Dante O. Benini & Partners Architects

Известный итальянский архитектор, глава бюро Dante O. Benini & Partners Architects за свою жизнь построил не меньше знаковых строений, чем Ливи сделал предметов мебели. Его компания, по версии журнала Forbes, входит в сотню лучших архитектурных бюро мира. Архитектурное образование Бенини получил в мастерской, пожалуй, самого известного итальянского  зодчего 60-х — Карло Скарпы, затем работал у не менее известного бразильца Оскара Нимейера, а позже — в студии Фрэнка Гери. И всё-таки идеи Скарпа, считавшего архитектуру способом художественного оформления среды, к которой надо относиться как можно бережнее, оказались Бенини ближе прочих. Его здания мало похожи внешне, но все как один схожи принципиально: «зелёные», воздушные, полные света и энергосберегающих технологий. Среди его работ, например, знаменитый «дышащий дом» в Милане и «пассивный» исследовательский центр фармакологии в Турции.

dantebeniniarchitects.com

— Расскажите, почему именно «Призрак оперы»? Откуда эти образы?

— — Я очень люблю этот мюзикл. Там потрясающая музыка и очень итальянская история: страстная, красивая и лаконичная. Мне всегда хотелось использовать её, но я не сразу понял как. Мысль подали как раз зеркала. Как архитектор, я не могу не любить зеркал: это уникальный инструмент, отражающий свет, создающий настроение и очень символичный. Вдумайтесь, каждое утро мы разговариваем с нашими зеркалами. Видишь себя красивым и энергичным — и мир улыбается тебе. Что-то не так — и настроение сразу падает. И я придумал такую фантазию: зеркало, которое может быть одновременно и прекрасным, и искажающим реальность, как лицо призрака из оперы. И в пару к нему — зеркало-Кристину, прекрасную музу. Я придумал архитектурный образ, но мне нужен был человек, который поможет мне придать этому образу точную форму. И я знал только одного такого — скульптора, который помогает мне наполнять мои здания великолепными фигурами. Вот так и получилось.

— Но вы же могли просто сделать скульптуру, индивидуальный арт-объект. Почему именно зеркала для Fiam?

— — Нет, я не хотел создавать предмет искусства. В этом-то всё и дело. Мне хотелось, чтобы этот образ был доступен сразу многим людям, чтобы он начал жить собственной жизнью, в настоящем доме, а не в галерее. Именно такие объекты создают благоприятную для человека среду, трансформируют утилитарную крышу над головой в художественное пространство. И это важно для повседневной жизни обычных людей. В этом — основная функция хорошего дизайна.

Вверх